Мелкая моторика

Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать.
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".
С этим трудно не согласиться -двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь, да и не только.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование"речевых" зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействуют с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Задания на развитие мелкой моторики руки, которые можно использовать занимаясь, с детьми дома:

1. Упражнения для развития тактильной чувствительности  и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Например, в банку с крупой опускают мелкую игрушку, и ребёнок старается на ощупь отыскать её и определить "что это?"

2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Например, игры с грецким орехом:ребёнок катает грецкий орех между ладонями  и проговаривает: "Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех".

3. Иры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, и др.).

4. Работа с бумагой: складывание, вырезание, создание оригами, выполнение аппликации и др.

5. Лепка из пластилина, глины, соленого теста.

6. Игры с мозаикой, забавы с бусинками, пуговицами (выкладывание из них дорожек, выкладывание фигур, цифр и др.).

7. Игры с сюрпризными моментами: игры- шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание/ открывание замков.

8. Нанизывание на веревочку - бусин, пуговиц даже макарон.

9. Игры с различного вида конструкторами.

10 Игры с мячиками Су-Джок используя стихотворные тексты.

11. Различные пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры это простые и веселые упражнения. Помимо развития мелкой моторики, пальчиковые игры несут также и обучающую составляющую.

«Замок»
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.(расцепить пальцы)
******************************************************************
«Домик»
На поляне дом стоит,
Ну  а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.
******************************************************************
«Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)
******************************************************************
«По грибы»
1, 2, 3, 4, 5,
(дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот – в миску все кидал,
Этот пальчик все-все съел,
Оттого и потолстел!
******************************************************************
«Алые цветки»
Наши алые цветки
 (ладони соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)
 Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет.
 Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)
 Закрывают лепестки.
 Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)
 Головой качают.
 ******************************************************************
«Дружба»
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать. (соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями) 
******************************************************************
«Игрушки»
Есть у нас игрушки                       
Есть у нас игрушки:                          (Хлопки)
Пластмассовые погремушки,           (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой,                   (Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной,                  (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный,                        (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной,                   (Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой.                   (Хлопают в ладоши)
******************************************************************
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидим за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)
Много мебели в квартире.
******************************************************************
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так!             (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»!                 («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь?  - Вот так!                (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так!            (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так!        (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так!            (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так!                (щёки надули и руками лопнули)
******************************************************************
«Маша варежку надела….»
Маша варежку надела:                        (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,                    (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла:                      (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь,            Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
******************************************************************
«В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках)



Пальчиковые кинезиологические упражнения.Умные пальчики.
("гимнастика мозга")

С помощью таких упражнений активизируется межполушарное взаимодействие. Их выполнения требует от ребенка внимания, сосредоточенности.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий