В помощь родителям



«Занимательные прогулки»
(игры для развития связной речи и не только)

   Знаете ли вы, что обычную прогулку можно легко превратить и в увлекательное путешествие, и в самое настоящее развивающее занятие, и в полное неожиданностей и открытий приключение? Давайте попробуем разнообразить свои будни.
   Итак, собираясь выйти на улицу, представьте себе, что вы отбываете в занимательную поездку. Обсудите с ребёнком, на каком виде транспорта будете путешествовать. Что нужно взять с собой, что за опасности можете встретить по дороге, какие достопримечательности увидеть…

   Бывает так, что поездка оказывается очень утомительной. Для таких случаев в маминой сумке обязательно должна лежать ручка или фломастер. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребёнок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
   Придумайте какую-нибудь необычную ситуацию, например, «Придя утром на детскую площадку, мы увидели, что там исчезли все качели. «Надо как можно быстрее придумать объяснение этого события. Причины могут быть обычными, житейскими (забрали на ремонт) и необычными, фантастическими (качели обиделись, что их портят, и ушли на другую площадку). Такие беседы развивают способность анализировать, логически мыслить, связно выражать свои мысли.
   Предложите ребёнку пофантазировать на следующие темы: «Если бы я был волшебником»… «Если бы я был деревцем»… «Если бы я был невидимкой»… Пусть дошкольник представит себя облаком, плывущим по небу. Попросите его рассказать о своей «воздушной» жизни или просто ответить на ваши вопросы. ( Например: «Что оно увидело интересного? «С кем познакомилось?  «В какие игры любит играть? ) В конце беседы обязательно поблагодарите «облачко» за интересный рассказ и предложите снова превратиться в вашего любимого ребёнка.
   Гуляя, остановитесь возле клумбы, полюбуйтесь цветами, растущими на ней, окружающими вас деревьями, домами, обратите внимание на небо, подберите эпитеты к нему. Предложите своему маленькому спутнику обратить внимание, например, на собаку и рассказать о ней как можно больше интересного: какая у неё шерсть, какой формы у неё хвост, и ушки, какой у неё характер, что ей нравится есть и т.д. Так вы побуждаете малыша называть самые интересные признаки предметов, помогая этим развитию  связной речи. В дальнейшем передайте инициативу в выборе описываемого предмета или явления ребёнку.
   Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, -это голуби, воробьи, снегири и синицы. Выходя на улицу, не забудьте прихватить для них крошки, сделать в парке кормушку. Повесьте на кухне картинки с изображениями этих пернатых и, возвращаясь с прогулки, проверьте, кого из них вам удалось увидеть. А потом попробуйте вместе с ребёнком сочинить про них какие-нибудь незатейливые стишки или истории.
   Предложите ребёнку подумать, что могло произойти со снежинкой перед тем, как она упала ему на ладошку. Для образца придумайте свой рассказ. Не беда, если дошкольник сначала просто повторит за вами эту историю -в этот момент он упражняется в рассказывании. Но всё равно постепенно уводите юного сказочника от подражания, побуждая его придумать свою историю.
   Когда вы с ребёнком достаточно находились, наговорились и даже напелись, попробуйте поиграть в игру «Следуй за лидером». Лидер объявляет, каким образом вам надо передвигаться до условного места -скажем, до угла, до почтового ящика или по дороге-до тех пор, пока не проедет машина. Он может попросить, чтобы вы скакали на одной ножке, делали гигантские шаги, держали руку на голове, скакали, как лошадь, галопом, каждые пять шагов наклонялись и т.д.
   Придя домой, вспомните, а потом по очереди расскажите друг другу о том, что видели и что делали на прогулке. Постарайтесь припомнить как можно больше деталей. И так до тех пор, пока ничего нового к сказанному добавить не сможете.
   Если вы с ребёнком побывали в какой-то поездке, предложите ему составить репортаж о вашем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте дошкольнику возможность самому, без наводящих вопросов выбрать, о чём рассказывать. Понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольника развивается независимо от того, какие события реальные или вымышленные, им воспроизводятся.



Обязательно старайтесь вести с ребёнком содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь взрослого наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети тоже стараются в ответ построить более сложные предложения. Желаем вам увлекательных прогулок.








РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА.

1. «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ..., банан
2. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….
3. «Назови ласково» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): петух - петушок, утка - уточка, гусь - гусёнок ... . курица – курочка…
4. «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... ,Сапоги (какие?) - коричневые ..., Шарф (какой?) - ...., Пальто (какое?) - ....
5. «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных): Колесо от резины - …, кабина из железа - …, Руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, Кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, Рельсы из железа - …, окно из стекла - ….
6. «У кого - кто(упражнение в словообразовании):
У курицы - цыплята, у утки - .... , у гусыни - гусята, у индюшки - ... .
7. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.
8. «Пересчитай» (согласование числительных с существительными).
Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц. Один заяц, два зайца ... пять зайцев.
9. «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному):
корова – (му – у» (корова мычит), кошка – «мяу»
(кошка мяукает), собака - … ., свинья - … ,
лошадь - … ,овца - … .
10. «Кто что делает» (подбор действий                                               
к существительным): повар - варит, портниха - ....









Комментариев нет:

Отправить комментарий