Артикуляционная гимнастика


Формирование артикуляционной моторики как средство преодоления нарушения звукопроизношения.

Первый звук, который произносит ребенок, — это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, — то радостно, то требовательно, то жалобно. Подготовка к овладению языком начинается уже с 2—4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и агуканья. Ребенок произносит задненебные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие сочетания «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ».
Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. Л.С. Выготский писал: «Ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить еду, а сказав «ма-ма», можно позвать маму». После 7—8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношения. Например, ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку — активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л).
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки — П-Б, М и их мягкие пары, губно-зубные — Ф-В, переднеязычные — Т, Д, Н, С, 3, Л, заднеязычные — К, Г, X. Свистящие звуки, шипящие и соноры в возрасте до 2—2,5 лет ребенок пропускает или заменяет. Задача родителей — проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребенку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.), или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).
Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3—5 минут. В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть недостаточно отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаем специальные упражнения.



 Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
ü  Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений более к сложным.
ü  На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
ü  Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 раз.
Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно
ü  Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
ü  Заниматься следует ежедневно, 15 – 20 минут в день







Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для языка.
1. «Лопаточка».  Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10- 15 сек.
2. «Чашечка». Рот широко открыт. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10- 15 сек.
3. «Иголочка».  Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать язык 15 сек.
4. «Горка».  Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Делать 15 сек
5. «Качели». Рот открыт. Кончиком языка попеременно тянуться то к носу, то к бороде. Проделать 15- 20 раз.
6. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому то к левому уху. Двигать языком из угла рта в медленном темпе. Проделать15- 20 раз.
7. «Лошадка».  Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Проделать 15- 20 раз.
8.  «Грибок».  Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличии от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба. Проделать 15 раз.
9. «Футбол».  Рот закрыт. Языком упираться попеременно то в одну щеку, то в другую.
10.  «Вкусное варенье».  Высунуть широкий язык, облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
11.  «Маляр». Рот открыть. Кончиком языка водить по нёбу от зубов к горлу. Проделать 15 раз.
12.  «Катушка».  Коник языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык « выкатить»  вперед и убрать в глубь рта. Проделать 15 раз.
13. «Почистим зубки».  Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончиком языка упереться в нижние зубы и водить по зубам языком из стороны в сторону.
14. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад стараясь не отрывать язык от губ – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ-БЛ-БЛ
15. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося: Д-Д-Д-Д постепенно убыстряя темп.
16. «Парус». Губы в улыбке, рот широко открыт ,широкий кончик языка поднят за верхние зубы и там удерживать по счет до пяти.
17«Остудим блинчик» - улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу , подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
18. «Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
19. «Пароход» - улыбнуться, кончик языка зажать между зубами, длительно, с напряжением произносить звук Ы.
Упражнения для губ.
1. «Улыбка». Губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы небыли видны. Удерживать   5-10 сек.
2. «Трубочка».  Вытянуть вперед сомкнутые губы. Удерживать 5- 10 сек.
3. «Заборчик».  Верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке. Удерживать 5 сек.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С] [С’] [З] [З’] [Ц]
Правильная артикуляция звуков «С» «З»
- зубы в улыбке
- губы сближены
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя холодная, направлена посередине языка
- звук «С» произносится без голоса – глухой
- звук «З» произносится с голосом - звонкий
«Заборчик»   «Трубочка»     чередовать «Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка» «Часики» «Футбол»  «Почистим зубки»  «Горка» «Катушка»
«Остудим блинчик» 

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
[Ш] [Ж]
Правильная артикуляция звуков «Ш» «Ж»
- губы округлены
- зубы сближены
- кончик языка поднят к передней части нёба(у альвеол ), но не прижат
- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам
- теплая воздушная струя проходит по середине языка
- звук «Ш» произносится без голоса – глухой
- звук «Ж» произносится с голосом - звонкий
«Лопаточка»  «Вкусное варенье»  «Чашечка»  «Качели» «Маляр»  «Парус»  
«Фокус» 


Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков [Л] [Л’]
 [Р] [Р’]
Правильная артикуляция звука «Л»
- рот открыт
- кончик языка поднят и упирается верхние зубы или бугорки за ними
- воздушная струя умеренная и теплая
- звук звонкий
Правильная артикуляция звука «Р»
- рот открыт
- кончик языка поднят к нёбу(альвеолам)
- боковые края прижаты к верхним коренным зубам
- под напором выдыхаемого воздуха кончик языка вибрирует у альвеол
- воздушная струя сильная
- звук произносится с голосом - звонкий
«Лопаточка» «Вкусное варенье» «Качели» «Маляр» «Индюк» «Парус» «Лошадка» «Грибок»
для звука «Л»: «Пароход»
 для звука «Р»: «Барабанщики»



Комментариев нет:

Отправить комментарий